27 апреля 2012
За три месяца до Чемпионата Мира мы купили и привезли с сыном из Симферополя катамаран Простор базовой комплектации. Задача была не простая - за три месяца довести катамаран до приемлемого состояния для участия в соревнованиях.
28 апреля, после обеда, выехали машиной в Черкассы. Катамаран и вещи заняли почти всё свободное место в машине, осталось только два пассажирских места, включая водительское. Последние усовершенствования мы получили уже прямо в Черкассах перед регатой. Весь следующий день ушёл на сбор яхты и доведение материальной части до нужной кондиции. Своими советами и помощью нам очень помогли доброжелательные участники. Женя Симкин, капитан яхты “Каток” №М407, подарил крепкую верёвку и длинную скобу для ахтерштага. Ваня Ляпкало с яхты “Ураган” помог настроить подъём шверта, который мы смогли поставить только в Черкассах. Ещё с одной яхты нам подарили нержавеющие болты для крепления стопора погона гротошкот (свои болты я случайно оставил дома). Уже под вечер вышли на воду и провели первые испытания своего судна. Обошли остров Подкова, перед пляжем Ривьеры и уже к темноте вернулись довольные на берег.
Мы назвали нашу яхту “Дикий Ветер” в надежде на то, что ветер поможет Дикой команде.
30 апреля началось с торжественного открытия Чемпионата. в 12:00 вышли на воду и уже в 13:00 начались короткие гонки по треугольнику. Из-за слабого ветра провели всего две гонки вместо трёх. На старте мы всегда были в числе лидеров, но уже на первом знаке большая часть яхт нас обходила. В парусном спорте есть элементы удачи или везения, вот и нам повезло обойти лидеров во второй гонке - ветер нам благоприятствовал.
Первый этап длительного перехода из Черкасс до Сагуновки, протяжённостью 28 км. начался 1 мая в 10:00. Шли в основном вдоль берега и потому заблудиться было очень трудно. С утра дул хороший, свежий ветер, на волнах срывались барашки, что говорило о том, что нужно одевать непромоканцы и хорошо привязывать вещи. Старт дали когда мы только отошли от берега. Первой неожиданностью для нас была поломка мачты одной из яхт при отходе от берега. Это произошло прямо перед нашими глазами. Уже после старта увидели возвращающуюся яхту “L&K” Сергея Кравченко, как потом оказалось у них поломалось карданное крепление шверта. Точно такое же крепление они сделали и нам. Уже на следующий день они догнали всю регату и Сергей дал мне запасную часть для замены слабого узла в карданном креплении шветра. Но т.к. заменить её в полевых условиях без использования болгарки было невозможно мы продолжили регату со старым креплением.
Место на берегу удивительного мыса возле Сагуновки для нас зарезервировали Миша с Юрой, экипаж яхты Рассвет” из Днепропетровска. Катамаран вытащили подальше на берег, а сами расположились на высоком укосе, высотой до 7 метров, в ложбине без ветра. Невдалеке возвышались сосны, мерно раскачиваясь на ветру. Вечером решили отметить свой первый длительный переход. Достали домашнее вино и гитару. Уже через час развели костёр и возле нас начал собираться народ. Подходили как слушатели, так и исполнители, радуя всех новыми песнями. Разошлись спать около часу ночи, а уже после двух часов поменялся ветер и начался шторм с дождём. Т.к. для меня это была первая ночёвка с катамараном и я даже не снял грот (самый большой парус 8,5 кв.м.), то мне в спешке пришлось делать это в темноте и в экстремальных условиях. Штормом вымыло яму под катамараном и он уже был весь в воде. Оставленные под яхтой резиновые сапоги оказались в воде и хорошо ещё, что их не унесло водой. Сняв парус и привязав катамаран весь мокрый я отправился спать, т.к. в 6 утра уже нужно было вставать.
Второй длительный переход 2 мая был самым интересным. Нам нужно было пересечь водохранилище из Сагуновки до острова Жовнино, порядка 30 км. по прямой. Но ветер не предсказуем и прямиком яхта никогда не ходит, так что нам нужно было рассчитывать на протяжённость пути около 40 км. В этот раз стартовали мы уже в числе первых. Т.к. к этому времени в мобильном телефоне с GPS уже села батарея, а направление можно было рассчитывать только по компасу, то мы решили идти прямым курсом к противоположному берегу, держась общей массы яхт. Через несколько часов появились очертания противоположного берега и стало ясно куда нам идти. Как потом оказалось, мы выбрали правильное направление, т.к. после обеда ветер по середине водохранилища совсем скис, а вдоль берега, там где мы шли, ветерок был и в итоге мы пришли к финишу раньше. Для стоянки выбрали песчаный берег, там же установили палатку, подальше от муравьёв. Остров оказался живописным туристическим местом с оборудованными столами под деревянными навесами на 10-20 человек. В этом ралли у нас был самый лучший результат.
3 мая вблизи острова прошли три гонки по треугольнику. Погода и ветер нас не радовала, в такой слабый ветер наш тяжёлый катамаран ходит медленнее других. День прошёл под палящими лучами солнца. Но уже к вечеру передали штормовое предупреждение и дождь. Пока все привязывали свои катамараны и переносили палатки подальше от берега, один отважный экипаж яхты “Альпиро” вышел на воду порадовав всех своими скоростными качествами. Плохая погода и дождь не дали провести культурную программу и мы пораньше легли спать.
Утро 4 мая встретило нас хорошей ветреной погодой. Нам предстоял переход до села Васютенцы с предположительной дистанцией 27 км. Хорошо утеплившись мы пошли к старту, который был с другой стороны острова. Стартовали в числе первых, но уже через час лидеры далеко ушли от нас. Я решил идти коротким путём вдоль берега и как потом оказалось, решение было правильным. Все, кто ушли дальше от берега финишировали уже после нас. Берег возле Села Васютенцы встретил всех агрессивными муравьями, которые с голодухи набрасывались даже на людей. Многим яхтам пришлось искать другие, удалённые места для стоянки.
Последний день 5 мая был для нас самым насыщенным и запоминающимся. Мы в числе первых вышли на воду, ещё за час до старта, прорепетировали разные способы старта и уверенные в своём успехе видимо расслабились. Как раз перед стартом пропал ветер. Видимо в этот раз судьба приготовила нам другой сюрприз - медленно уходящие в даль горизонта яхты и мы как прикованные к линии старта. Настроение совсем упало когда мы двинулись в хвосте всех 70 яхт. Т.к. противоположного берега видно не было, то как ориентир мы выбрали самое большое скопление катамаранов. Некоторое беспокойство нам доставили полчища колорадских жуков по середине водохранилища, в дали от берега до 10 км. Они как пули падали к нам на палубу и врезались в наши паруса. Уже после обеда начали набегать кучевые, а потом и грозовые облака. Подул сначала слабый, а потом и порывистый ветер. Когда мы начали обгонять другие экипажи настроение несколько улучшилось. К этому времени зной и жара вынудили нас почти полностью раздеться, Денис остался в шортах и спасательном жилете, на мне была тельняшка, плавки и спасательный жилет. В этот раз мы узнали как бывает быстро переменчива погода. Мы даже не успели утеплиться, когда порывы ветра начали достигать 10 метров в секунду. Поднялась волна около 70 см, брызги с носа долетали аж до кормы. И в этот момент случилось, то о чём предупреждал Сергей Кравченко - у нас поломалось карданное крепление шверта. Звук ломающейся шпильки. толщиной в 1 см., был как выстрел из пистолета. Я взял на себя управление катамараном, Денис убрал стаксель на закрутку и начал доставать и привязывать шверт, который телепало под палубой на нержавеющих тросах. Меня очень порадовало, что мой сын в такой экстремальной ситуации, когда волны захлёстывали палубу и нас качало на волнах, самостоятельно справился со спасением шверта. До берега оставалось ещё больше 5 км. Дальше шли в щадящем режиме не напрягая мачту и руль, который ещё выполнял функцию поломанного шверта. Мы летели по волнам, адреналин разогревал нашу кровь - это был вызов стихии и нашей задачей было укротить этот ветер. Как было приятно увидеть вдалеке судейский крейсерский катамаран - это хороший ориентир, чтобы прийти к финишу. На большой скорости мы мчались к финишной линии. При большой волне мне трудно было разглядеть финишный створ и я ошибочно выбрал неправильное направление. Только уже вблизи судейского судна я разглядел знак левее судна, я же шёл немного правей. Нужно было делать поворот, резкое движение рулём, отсутствие шверта, и ещё одна поломка, теперь уже оттяжки руля. Руль сразу же вывернул вверх и яхта стала вообще не управляемой. Денис убрал стаксель, я зажал руками оттяжку руля и мы двинулись к берегу. Больше получаса мы пытались против ветра без шверта и с поломанным рулём причалить к берегу. Под парусами зайти не получилось, убрали и грот, Денис до изнеможения грёб веслом, но нас всё время сносило по ветру обратно от берега. мы менялись местами в работе с веслом, но к берегу так и не приблизились. При одном из манёвров Денис упал за борт, быстро вылез и сказал, что вода холодная и толкать лодку из воды уже не хочет. Пришлось просить помощи у коллег - яхтсменов, которые довольно таки быстро дотащили нас до берега на буксире.
На берегу были около 16, солнце ещё припекало, но нам нужно было до темноты разобрать и сложить наш катамаран. К 19 часам катамаран уже был практически сложен и даже частично упакован в машине. Времени на приготовление пищи, а особенно желания у нас уже не осталось. Мы решили пойти в кафе Ривьеры и заказать себе ужин с шашлыком.
Заключительную часть награждения участников регаты всё время переносили и начали уже в темноте под свет автомобильных фар. Мы были очень рады участвовать таком значительном и массовом мероприятии из 72 яхт.